Когда сотрудник устраивается на новое место работы, то он зачастую проходит стажировку, т.е. является стажером. Стажёр – это сотрудник, прошедший успешное собеседование и принятый на работу. Стажировка – это обучение на конкретном рабочем месте, приобретение практического опыта у определённого работодателя. Наставничество – выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности) (определение взято из ТК РФ, ссылка на официальную версию документа).
Сколько длится испытательный срок сотрудника?
Согласно требованиям ТК РФ (ссылка на официальную версию документа) испытательный срок не может превышать 3 месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей – 6 месяцев, если иное не установлено ФЗ. При заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев срок не может превышать 2 недель. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.
Теперь обратимся к Постановлению Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 “О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (с изменениями на 12 июня 2024 года)” (ссылка на официальную версию). В нём регламентируется, что продолжительность стажировки на рабочем месте должна составлять не менее 2 смен.
Но в предыдущей статье, где мы разбирали требования к кандидатам в лабораторию (с ней Вы можете ознакомиться здесь), были упомянуты требования Приказа Минэкономразвития № 707 от 26.10.2020 “Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации” (официальная версия документа), которые составляют срок в 2 или 1 год.
Все ли принятые сотрудники в аккредитованной лаборатории будут являться стажерами?
Официального конкретного ответа в нормативных документах (касающихся аккредитации) нет. Но тут важно учитывать: даже если у нового сотрудника есть опыт, стаж, знания, корочки и весь он как конфетка в обёртке, он не знает Вашу СМ, не знает микроклимат конкретно Вашей лаборатории. Поэтому ему необходимо время хотя бы под адаптацию.
А можно ли вообще не устанавливать испытательный срок?
Согласно ТК РФ (ссылка на официальную версию документа) испытательный срок при приеме на работу не устанавливается для следующих категорий граждан:
- Лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- Беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
- Лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
- Лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;
- Лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
- Лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
- Лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;
- Иных лиц в случаях, предусмотренных ТК, иными федеральными законами, коллективным договором.
Но вернёмся в реалии мира аккредитации. Когда сотрудник новенький, то он не знает как и что у Вас устроено внутри лаборатории. Поэтому назовите это не испытательный срок, а периодом адаптации. Установите его на тот срок, который посчитаете приемлемым и соблюдайте.
Период адаптации сотрудника
Период адаптации сотрудника в аккредитованной лаборатории является важным этапом на пути к интеграции нового сотрудника в рабочий процесс и его эффективному введению в должность. Адаптация охватывает широкий спектр задач, начиная от знакомства с лабораторией, техническим оборудованием и коллективом, до обучения нормативным требованиям, безопасности и специфике работы с лабораторными системами.
Особое внимание в аккредитованных лабораториях уделяется соответствию стандартам качества и безопасности, что делает адаптацию сотрудников важным элементом для обеспечения стабильности работы и соответствия требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025. Ключевая цель такого плана — это не только знакомство с процедурой работы, но и глубокое освоение необходимых знаний и навыков для успешной и безопасной работы в лаборатории.
Процесс адаптации сотрудников предполагает не только теоретическое обучение, но и практическую подготовку, которая включает в себя практические занятия с наставниками, работу с оборудованием и выполнение реальных лабораторных испытаний. Такой подход позволяет сотруднику освоить все нюансы своей будущей деятельности и быть готовым к самостоятельной работе.
Шаблон документа по периоду адаптации мы представили в конце настоящей статьи.
Стажировка
Когда сотруднику назначена стажировка, то отсюда выплывает необходимость соблюдения процедуры прохождения стажировки. Начнём по порядку.
- Дополнительное соглашение о наставничестве. С 1 марта 2025 года согласно ТК РФ (ссылка на официальную версию документа) сотруднику за наставничество осуществляется выплата. Какой размер доплаты? Статья 351.8: Размеры и условия осуществления выплат за наставничество работнику устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда с учетом содержания и (или) объема работы по наставничеству. Указанные размеры и условия осуществления выплат за наставничество должны быть не хуже, чем размеры и условия осуществления выплат за наставничество, установленные нормативными правовыми актами, соглашениями в соответствующей сфере. Таким образом минимальный размер выплаты в ТК РФ напрямую не обозначен и работодатель вправе самостоятельно его установить.
- Приказ о назначении стажировки. В российском законодательстве нет строго определенного унифицированного образца для приказа о назначении стажировки. Обычно приказ о стажировке включает такие элементы, как:
- введение: в нём даются ссылки на нормативные акты (например, ТК РФ, правила Организации);
- данные стажера: ФИО, должность, срок стажировки;
- ответственные лица: наставник, руководство (с указанием их ФИО, должностей);
- задачи стажировки: описание задач, которые стажер должен выполнить, этапы стажировки, обучение безопасности и прочее.
После составления приказ подписывается ответственным лицом (это может быть как генеральный директор, так и руководитель лаборатории, всё зависит от того, как процедура стажировки прописана конкретно в Вашей Организации) и передаётся на ознакомление всем указанным в нём сотрудникам под их собственноручную подпись. По желанию, каждому задействованному в приказе лицу может быть выдан дубликат этого приказа.
3. План адаптации сотрудника (дневник стажера, примеры представлены в конце статьи). В отличие от обычных Организаций, в испытательных лабораториях любое нарушение в процессе адаптации (стажировки) может повлиять на достоверность результатов и поставить под сомнение аккредитацию. Целями адаптации являются:
- создание среды для эффективного наставничества;
- вовлечение нового сотрудника в систему лаборатории без снижения качества;
- обеспечение соответствия требованиям аккредитации;
- минимизация рисков ошибок и несоответствий;
- формирование ответственного отношения к работе.
Перейдем к этапам адаптации (стажировки). Для начала необходимо провести общее знакомство с лабораторией. Для этого проводят экскурсию по лабораторным зонам, складу реактивов, зонам хранения; далее знакомят сотрудника с коллективом и назначенным наставником, структурой предприятия; конечно же еще раз делают акцент на распорядке Организации. Далее необходимо представить сотруднику внутренний мир лаборатории:
- проводится инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и технике безопасности, выдаются СИЗ в использование сотрудника и ставятся отметки в соответствующих документах о выдаче;
- рассказывают какие меры необходимо предпринять при аварийных ситуациях;
- знакомят с системой менеджмента – политиками, руководством по качеству, процедурами, журналами; подписываются листы ознакомления, если они предусмотрены;
- обучают работе с системой управления документами;
- знакомят с нормативными требованиями – ГОСТ ISO/IEC 17025, приказами, постановлениями и так далее;
- знакомят с методиками испытаний и стандартов лаборатории;
- рассказывают как в Организации и лаборатории устроено обращение с отходами;
- проводится ознакомление с лабораторным оборудованием.
В ходе самого периода стажировки сотрудник обучается методикам проведения испытаний (измерений) и исследований, проводит пробные анализы под контролем наставника, заполняет документы в соответствиями с требованиями СМ лаборатории. Также он может быть привлечен к изучению и разработке корректирующих действий, в роли наблюдателя при проведении внутренних аудитов.
Наставник же в свою очередь контролирует ход выполнения плана адаптации (стажировки). Для качественного усвоения материала необходимо, чтобы между учеником и учителем была обратная связь. Она может быть выражена через:
1. Устная обратная связь:
- Немедленно после выполнения задания: наставник комментирует действия стажёра, подчёркивая, что было сделано правильно, а что требует улучшения.
- Вопрос-ответ: наставник задаёт уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что стажёр осознал, а не просто запомнил.
- Совместный разбор ошибок: обсуждение, почему произошла ошибка и как её избежать.
2. Письменная обратная связь:
- Комментарии в рабочем журнале или индивидуальном листе адаптации.
- Еженедельный отчёт стажёра с отзывом наставника.
- Итоговая оценка по результатам этапа (в свободной или табличной форме).
3. Практическая обратная связь:
- Наблюдение за действиями стажёра и корректировка «на месте».
- Совместное выполнение задания с пошаговым обсуждением.
- Предоставление эталонного образца/шаблона и сравнение с результатом стажёра.
4. Интерактивные формы:
- Тестирование с разбором ответов.
- Симуляции ситуаций с последующим разбором.
- Опрос или анкетирование стажёра: что было понятно, что вызывает затруднения.
5. Психологическая поддержка:
- Поддерживающие фразы: «Ты в правильном направлении», «Это нормально ошибаться вначале».
- Оценка динамики: наставник подчёркивает прогресс: «Раньше ты делал это медленно, а теперь гораздо быстрее и увереннее».
Обратная связь очень важна. Она помогает формировать доверие и открытую коммуникацию; развивать профессиональную уверенность; своевременно выявлять пробелы в знаниях; повышать мотивацию через ощущение роста и признания.
Но следует помнить: не стоит наседать на нового сотрудника и предъявлять к нему завышенные требования. Это может лишь отпугнуть новичка.
3. Допуск к самостоятельной работе. В конце стажировки необходимо прийти к решению – подходит ли данный сотрудник для дальнейшей работы в Вашей лаборатории. Для этого:
- Необходимо своевременное завершение адаптационного плана (плана стажировки): все пункты плана должны быть выполнены, проставлены даты, подписи ответственных и самого стажёра; выполнены ознакомления, инструктажи, практические занятия, проверка документов и так далее.
- Получено положительное заключение наставника о готовности к самостоятельной работе.
- Проведена аттестация сотрудника.
- Подготовлен протокол первичного контроля (оценки готовности).
Дополнительно может оформляться:
- Сертификат/свидетельство о прохождении внутреннего обучения.
- Запись о присвоении уровня квалификации (если применяется внутренняя градация).
- Акт допуска на оборудование (если требуется по внутреннему порядку).
Только после этого оформляется приказ о допуске к самостоятельной работе.
Кто может быть назначен в роли наставника?
В аккредитованной лаборатории наставником стажёра может быть только опытный, компетентный и допущенный к работам сотрудник, который соответствует определённым критериям.
- Наставник должен быть штатным сотрудником Организации (бывают случаи, когда менеджер по качеству одной Организации курирует сразу несколько лабораторий этой Организации). Оформлен официально. Иметь полные права доступа к методикам, оборудованию, системам.
- Наставник должен иметь подтверждённую квалификацию. Профильное образование по направлению работы лаборатории (например, химическое, метрологическое, физико-техническое и т.д.). Пройденные курсы повышения квалификации (если предусмотрены по профилю лаборатории).
- Иметь практический опыт. Наставник должен иметь опыт выполнения тех методик, в которых предстоит обучать стажёра.
- Быть допущенным к самостоятельной работе. Наставник должен быть с пройденными необходимыми внутренними проверками знаний и официально допущен к работе с лабораторным оборудованием и методиками испытаний.
- Быть обученным по системе менеджмента. Понимать требования ГОСТ ISO/IEC 17025. Уметь вести лабораторную документацию, оформлять записи.
- Обладать педагогическими навыками (желательно). Уметь объяснять сложные вещи простыми словами. Проявлять терпение, последовательность, умение давать обратную связь.
На практике наставниками могут быть:
- Ведущие химики, инженеры, метрологи, аналитики — старшие специалисты, имеющие опыт по профилю.
- Руководители групп или старшие лаборанты (если они обладают необходимым уровнем подготовки).
- Иногда менеджеры по качеству (если стажировка связана преимущественно с обучением по СМ).
- Реже — руководитель лаборатории, если коллектив маленький.
Назначение наставника должно быть официально оформлено приказом или распоряжением руководителя лаборатории. Можно назначить несколько наставников, закрепив за каждым их функции в приказе или распоряжении о стажировке. Не забываем, что в таком случае, необходим на каждого дополнительный трудовой договор. Например, за ознакомление с СМ назначить ответственного менеджера по качеству, за работу с прекурсорами – соответствующего ответственного, за работу с архивом – третьего и так далее. Рекомендуется, чтобы наставник был из того же подразделения, где будет работать стажёр.
Нельзя назначать наставниками сотрудников, которые сами недавно прошли стажировку и не имеют ещё полного допуска к работам.
Наставнику необходимо поставить задачу по обучению стажёра и вести учёт процесса обучения (например, журнал адаптации, планы обучения, отчёты и т.д.).
Что входит в задачи наставника?
1. Планирование обучения. Наставник разрабатывает или уточняет индивидуальный план адаптации (стажировки). Он согласовывает программы с руководителем и менеджером по качеству.
2. Введение в лабораторную среду. Наставник знакомит стажёра с устройством лаборатории, зонами, маршрутами проб, местами хранения и документооборотом. Он представляет ключевых сотрудников: поясняет принципы внутреннего взаимодействия (кому и по каким вопросам обращаться, как передавать материалы, где искать документы).
3. Передача знаний и методик. Наставник пошагово обучает стажёра работе с конкретным оборудованием. Он демонстрирует и поясняет логику методик испытаний, стандартных операций, требований к оформлению данных.
4. Обучение работе в системе менеджмента. Наставник знакомит стажёра с процедурами ведения записей, отчётов, внутренними формами. Он поясняет, почему важно соблюдать СМ и что может привести к несоответствиям.
5. Обеспечение безопасного поведения. Наставник ведёт контроль за соблюдением правил охраны труда, использования СИЗ, обращения с реактивами и оборудованием, а также разбирает ситуации: что делать при аварии, ошибке, сомнительном результате.
6. Поддержка и мотивация. Конечно же через наставника формируется доверительная и безопасная атмосфера обучения: стажёр не должен бояться задавать вопросы. Наставник предлагает помощь в преодолении неуверенности и страха перед ошибкой. Он отслеживает прогресс и позитивное подкрепление успехов.
7. Контроль и оценка усвоения. Наставник проводит постоянный мониторинг, как стажёр справляется с задачами. Необходимо получать постоянную обратную связь: что уже хорошо, над чем нужно поработать. Наставник подготавливает к тестированию/оценке знаний, а также принимает участие в составлении протокола первичного контроля.
8. Формирование профессионального мышления. Наставник передаёт не только знания, но и профессиональные принципы:
- «Сначала думаем, потом делаем»;
- «Документируй всё, что делаешь»;
- «Сомневаешься — переспроси»;
- «Результат важен, но главное — его обоснованность и воспроизводимость».
Без наставника нельзя обойтись. Только он может оценить не только знание, но и понимание процессов. Наставник разгружает руководителя от рутины ввода в должность. Он помогает избежать ошибок, ведущих к несоответствиям, браку, жалобам. Наставник передаёт культуру качества, а не просто инструкцию.
Рекомендации для стажёров
Для успешного завершения стажировки рекомендации действительно нужны, особенно тем, кто впервые сталкивается с работой в строгой и регламентированной среде, как аккредитованная лаборатория. Вот некоторые советы, которые помогут стажёру успешно пройти стажировку и быть готовым к самостоятельной работе:
- С самого начала — относись к стажировке как к полноценной работе. Даже если у Вас пока нет допуска к самостоятельной работе, подход должен быть профессиональным: пунктуальность, внешний вид, поведение, ответственность.
- Активно изучайте внутренние документы и СМ. Ознакомьтесь с политиками, методиками, процедурами. Вникайте в то, зачем всё фиксируется, как оформляются записи. Ведите записи аккуратно и вовремя — это важно для аудитов.
- Соблюдайте стандарты ГОСТ ISO/IEC 17025 — даже если их ещё не объяснили подробно. Привыкайте работать точно, документировано, с контролем. Не пишите «на память» — всё должно быть подтверждено. Если не уверены — уточните у наставника, а не импровизируй.
- Следуйте правилам охраны труда и техники безопасности. Всегда используйте СИЗ, соблюдайте маршруты перемещения, правила хранения реактивов. Ознакомьтесь с тем, что необходимо делать в случае аварии, пролива, неисправности оборудования.
- Задавайте вопросы — это не проявление слабости, а профессионализм. Не бойтесь спрашивать «почему именно так». Уточняйте не только как делать, но и почему важно делать именно так. Просите показать повторно, если не поняли с первого раза.
- Внимательно наблюдайте за наставником и коллегами. Учитесь не только через объяснения, но и через наблюдение за поведением, логикой действий, реакцией на нестандартные ситуации.
- Фиксируйте пройденные этапы в плане адаптации. Следите, чтобы все мероприятия были проведены и отмечены. Храните копии материалов, тестов, отзывов — это Ваш профессиональный след.
- Проявляйте инициативу, но в рамках процедур. Если закончили задание раньше — не ждите, спросите, чем помочь. Предлагайте идеи, но не нарушайте порядок выполнения методик. Делайте больше, но не нарушайте инструкций.
- Получайте обратную связь. Регулярно просите наставника оценить Ваши успехи и дать рекомендации. Не дожидайтесь конца стажировки, чтобы узнать, что сделано не так.
- Будьте открытыми к критике и исправляйте ошибки без обиды. Ошибаться в начале — нормально, скрывать ошибки — опасно. Ошибки помогают учиться, если Вы извлекаете из них выводы.
Преимущества стажировки
Преимущества стажировки для аккредитованной лаборатории — это не просто «воспитание новичка», а стратегический вклад в устойчивое развитие, качество и кадровую стабильность.
- Формирование кадрового резерва. Лаборатория получает возможность вырастить специалиста «под себя». Уменьшается зависимость от внешнего рынка труда. Стажёр уже знаком с внутренней системой и легче адаптируется при приёме на постоянную должность.
- Передача опыта и знаний от старших специалистов. Стажировка стимулирует наставничество, благодаря чему знания передаются неформально, но системно. Сохраняется преемственность методов, подходов и культуры качества.
- Повышение внутренней дисциплины и системности. Подготовка к стажировке заставляет лабораторию упорядочить: документы; внутренние процедуры; систему обучения и СМ. Это особенно важно перед аккредитацией или проверкой.
- Раннее выявление способных сотрудников. Уже на этапе стажировки можно понять: кто мотивирован и быстро обучается; кто способен к работе с оборудованием; кто ответственен и аккуратен. Это позволяет делать обоснованный выбор при дальнейшем трудоустройстве.
- Снижение ошибок и рисков при приёме персонала. Новичок не допускается к самостоятельной работе, пока не докажет свою готовность. Всё обучение проходит поэтапно и под контролем — это минимизирует риски брака, порчи СИ или нарушений СМ.
- Имидж и социальная ответственность. Лаборатория, принимающая стажёров, демонстрирует: открытость к обучению и развитию; участие в подготовке молодых специалистов; готовность инвестировать в людей. Это повышает авторитет лаборатории в профессиональном сообществе и среди учебных заведений.
- Оптимизация затрат. Стажёр, находясь на обучении, как правило, получает меньшую оплату, чем полноценный сотрудник, и при этом уже может помогать в подготовительных этапах. При правильной организации стажировка — это инвестиция с быстрым возвратом.
- Повышение мотивации действующих сотрудников. Назначенные наставники чувствуют доверие и признание, что усиливает их лояльность. Команда ощущает участие в развитии организации и профессиональной среде.
Сколько хранятся документы о стажировке?
Согласно Приказу Росархива № 236 от “Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения” пункт 496: документы (заявки, программы, графики, планы, отчеты, отзывы, списки, характеристики) об организации и проведении практики и стажировки обучающихся) должны храниться 5 лет.
Адаптация (стажировка) в аккредитованной лаборатории — это не формальность, а фундаментальный элемент обеспечения качества. Грамотно организованный процесс позволяет не только быстро интегрировать нового специалиста, но и гарантировать его соответствие строгим требованиям международных и российских стандартов.
Надеемся, что данная статья найдёт своих читателей, будет полезна. Вы можете оставить свои комментарии и замечания на данную тему в Telegram-чат. Мы постараемся Всем ответить. Вместе мы сделаем наши мини статьи более полными.
© 2025 год, lab-info.ru. Все оригинальные материалы, представленные на данном сайте, защищены авторским правом. Материалы могут использоваться исключительно в рамках внутренних рабочих процессов и составления шаблонов для использования в организациях. Любое их воспроизведение, распространение или иное публичное использование допускается только с предварительного письменного разрешения автора. Исключение составляют фрагменты официальных документов (например, выдержки из Приказов, ГОСТов), находящиеся в свободном доступе согласно действующему законодательству.